Лидер ФНПР Михаил Шмаков призывает бизнес к более тесному социальному партнерству
Профсоюзный взгляд на устойчивость экономики
Сотрудничество с профсоюзными организациями позволило многим компаниям и предприятиям сохранить социальную стабильность, наладить грамотную кадровую политику. В сложнейшей внешнеполитической ситуации профсоюзы ставят перед собой задачу обеспечения эффективного социального партнерства между бизнесом и обществом, считает председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков:
— Профсоюзы всегда были и остаются одним из наиболее влиятельных социальных институтов, в деятельность которых вовлечены миллионы людей. Особенно их роль возрастает теперь, в период неблагоприятной рыночной конъюнктуры, когда нужно внимательнее следить за тем, чтобы собственники выполняли условия трудового договора. В течение четверти века ФНПР выступает инициатором развития системы социального партнерства в нашей стране.
Надо сказать, что ситуация в разных регионах, отраслях экономики и на предприятиях сейчас очень разная. Некоторые компании по-прежнему считают сокращение издержек на персонал чуть ли не единственным способом регулировать свои затраты. Хотя понятно, что, если отрасль динамично развивается, если растет заработная плата, то обстановка в трудовом коллективе улучшается. Например, сегодня в оборонной промышленности дела идут в гору: государство наращивает заказы, социальный климат приходит в норму. А вот в отраслях ТЭК, которые в связи с падением цен на нефть переживают непростые времена, происходят сокращения, усиливается напряженность. При возникновении таких ситуаций профсоюзы отстаивают права членов трудовых коллективов всеми законными способами, стараясь разрешить спорные вопросы, не доводя дело до суда. С помощью профсоюзов эффективнее реализуются социальные программы компаний.
Благодаря работе профсоюзов процесс реструктуризации проходит без потрясений
Сегодняшние экономические проблемы — это серьезный вызов для профсоюзов России. К сожалению, не все руководители бизнеса стремятся к сотрудничеству, иной раз всеми силами препятствуют созданию профсоюзных организаций у себя на предприятиях. Но взаимопонимание сторон социального партнерства достигается в значительной степени благодаря разъяснительной работе, проводимой профсоюзами в коллективах. Там, где это понимают, процесс реструктуризации проходит без потрясений и неразрешимых проблем на местах.
Как правило, при уменьшении выручки компании часто прибегают к практике снижения зарплат, сокращают персонал. Работники чувствуют себя незащищенными из-за отсутствия социальных гарантий, недостаточного внимания к условиям и охране труда. Это, соответственно, сказывается на производительности. Нарушения трудового законодательства сегодня есть во всех отраслях промышленности, но больше всего — в среднем и малом бизнесе, у ретейлеров, работающих от оборота.
Совершенно иной практики придерживаются отраслевые лидеры, сумевшие создать устойчивую систему корпоративных ценностей. Например, в ЛУКОЙЛе отношения работодателя и профобъединения строятся в духе социального партнерства. В компании делают упор на конструктивный переговорный процесс, ведь обе стороны стремятся к достижению одних и тех же целей: росту производственных показателей, производительности труда, что благоприятно сказывается на благополучии сотрудников и членов их семей. Сегодня в этой национальной компании работает более 110 тыс. специалистов в более чем 60 регионах России и 40 странах мира. На всех предприятиях регионов своего присутствия администрация компании тесно сотрудничает с профсоюзами. В сложный кризисный период, когда людям свойственно особенно тревожиться за свое будущее, социальное партнерство в ЛУКОЙЛе получает дополнительное развитие. Скоординированные действия сторон позволили своевременно выработать совместную антикризисную программу и заключить очередное Соглашение между работодателем и профсоюзами, в котором не только полностью сохранен достигнутый уровень гарантий, но они расширены за счет дополнительных мер социальной защиты. И этот пример особенно важен именно потому, что он имеет место в том самом ТЭКе, который переживает сложнейший период. Значит, можно? Значит, если очень захотеть, то баланс интересов вполне достижим в самой проблемной отрасли.
Вырабатывая стратегию дальнейшего развития профсоюзного движения на общемировом уровне, его представители и я в том числе, будучи вице-президентом Международной конфедерации профсоюзов и членом группы трудящихся Международной организации труда, пришли к выводу: глобализации экономики мы должны противопоставить глобализацию профсоюзов.
Профсоюзы конструктивно работают с властными структурами на самом высоком уровне. Многие возникающие проблемы решаются на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые проходят раз в месяц. На них рассматриваются все актуальные вопросы, которые вносят и профсоюзы, и работодатели, и правительство. Более того, мы ощущаем серьезную поддержку Госдумы, которая при рассмотрении вопросов, затрагивающих социально-экономические или трудовые проблемы, привлекает к принятию решений трехстороннюю комиссию. Профсоюзы — та площадка, где нарабатывается опыт эффективной координации между бизнесом и обществом. Структурные изменения российской экономики, о которых сегодня говорят политики, невозможны без заинтересованного участия трудящихся во всех процессах, в том числе публичного контроля. Чтобы производить качественные товары с большей добавленной стоимостью, компаниям потребуются хорошо образованные, заинтересованные в высоком результате специалисты. А значит, придется вкладываться в социальные программы. И здесь партнерство с профсоюзами принесет ощутимый результат.
«Российская газета» — Федеральный выпуск №6881 (13)
Ответить